Каюм Мухамедханов очень рано начал заниматься поэзией. Сохранились некоторые из первых стихотворений, написанных сначала на латинице, а затем и на кирилице. Это – лирические откровения о родной земле, о любви, поэтические рассказы о батырах.

Первые стихи молодого поэта были опубликованы в 1937 году в областной газете «Екпинди».  А уже в следующем году на конкурсе, посвященном 75-летию творческой жизни Жамбыла, поэма-толгау Мухамедханова, названная именем знаменитого акына, заняла первое место. К концу 1930-х годов Мухамедханов был автором 20 опубликованных стихотворений и двух поэм. Его перу принадлежат переводы пьес У.Гаджибекова «Аршин мал алан», Ш.Камала «Хаджи эфенди женится», стихов татарского поэта Г.Тукая. Переведенная им на казахский язык повесть Н.Карамзина «Бедная Лиза» стала весомым  вкладом в развитие переводческого искусства в казахской литературе.

В 1939 году Каюм принял участие во втором съезде Союза писателей Казахстана от Семипалатинской области.  А через год он был принят в члены Союза писателей СССР. В 1938-1939 годы он опубликовал ряд статей литературно-критического характера: «О творчестве молодых поэтов Семипалатинской области», о постановках театра по пьесам: «На границе» М.Ауэзова, «Кыз Жибек» Г.Мусрепова и др. В его стихах «Учитель», «Люблю Родину-мать», «Родной земле» ярко выражаются неизгладимые чувства молодого поэта к родной земле, ее людям.

Мухамедханов стал автором первого казахстанского гимна и первым казахским текстологом, расплатившись за научные убеждения заключением в Карлаге. Каюму было всего 27, когда он написал стихи гимна, которые на специальном конкурсе в 1945 году были названы лучшими.

Особое место в творчестве Мухамедханова отводится произведениям драматического жанра. Из-под пера К.Мухамедханова – драматурга вышли такие пьесы, как «Лад» (1944), «От фронта – к фронту» (1947), «Комиссар Габбасов» (1960) и другие произведения, в которых освещены различные аспекты исторического прошлого казахского народа.

Более полувека плодотворной жизни К.Мухамедханова посвящено педагогической деятельности. Во времена, когда не все этапы казахской литературы были освещены наукой и не было или не хватало соответствующих учебников, Каюм Мухамедханов как бы сам становился живой историей казахской литературы: он преподавал по собственным курсам, по рукописным спискам и архивным материалам. Так студенты нескольких поколений узнавали многое об Абае, Ибрае Алтынсарине, о Чокане Валиханове и Мухтаре Ауэзове, о пребывании в Семипалатинске Ф.Достоевского и Всеволода Иванова. 50 лет отдал К.Мухамедханов педагогической деятельности.

Кандидат филологических наук, поэт Мурат Султанбеков, будучи студентом первого курса филологического факультета Семипалатинского пединститута вспоминает о своем преподавателе: «Прежде всего бросалась в глаза его элегантность: симпатичное, чисто выбритое лицо, стройная, строго пропорциональная фигура, ровная походка. Мы всегда видели Каюма Мухамедхановича в черном костюме, при галстуке и белоснежной рубашке с накрахмаленным воротником». К.Мухамедханов отличался среди педагогов поставленным голосом, манерой вести себя, общаться. Лекции и практические занятия, проводимые К.Мухамедхановым, всегда отличались содержательностью, интересным построением.

Имя Каюма Мухамедханова известно в республике как одного из основоположников абаеведения. С первых дней научно-исследовательской деятельности К.Мухамедханов по крупицам собирал материал об Абае, о поэтах абаевской поры.

В 1951 году он успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему «Литературная школа Абая». Результатом многолетней работы явились его монографии «Текстология произведений Абая», «Поэты абайского окружения», «Поэт Магавья Кунанбаев», которые служат огромным вкладом в  изучении жизни и творчества Абая, его учеников и последователей. Школа Абая – это единственная школа в казахской литературе, причем и в мировых литературах таких примеров немного. Это наша национальная гордость, духовная составляющая Независимости.

К.Мухамедханов не ограничивался пределами казахской литературы, его перу принадлежат статьи о Пушкине, Лермонтове, Тарасе Шевченко. В поле зрения ученого-исследователя было и творчество народных акынов Толеу Кобдикова, Сапаргали Алимбетова, Шакера Абенова и др.

Из-под пера К.Мухамедханова вышли труды «Сын своего времени», «О рукописном наследии М.О.Ауэзова», «М.О.Ауэзов – семинарист» о жизни и творчестве М.О.Ауэзова.

Каюм Мухамедханов первым подготовил к публикации свои труды о жизни и творчестве алашординцев – А.Букейханова, А.Байтурсынова, М.Дулатова, М.Жумабаева, Ж.Аймауытова с глубоким анализом их произведений. Это по сути были отдельные научные исследования. Газета «Семей таңы» впервые в республике публиковала в то время смелые материалы Каюма Мухамедханова об алашординцах.

Тридцать лет своей жизни потратил каюм Мухамедханов на восстоновление исторической справедливости в отношении Шакарима. Для него это было делом чести не только как для ученного, ставившего своей целью восстоновить ускользающую нить объективного хода истории отечественной литературы , но и своеобразной данью родовой памяти. Только 23 апреля 1988 года в Семипалатинской областной газете «Иртыш» появляется и первая газетная публикация, названная Каюмом Мухамедхановым «Возвращение поэта».

В канун 150-летия великого земляка Республиканский фонд Абая издал  трехтомник К.Мухамедханова «Абайдын акын шакiрттерi», сразу же ставший новым явлением в абаеведении.уэзова.

К.Мухамедханов постоянно печатается на страницах областных, республиканских газет и журналов. Им опубликовано свыше пяти сот статей, несколько книг.

 

Литература
1. Гайнулина Ф.А. Каюм Мухамедханов / Литература Семипалатинского Прииртышья.- Семипалатинск, 2002.-с.77-80
2. Писатели Семипалатинского региона: Био-библиографический указатель.- Семей: Талант, 2006.-82 с.