Я бы хотел начать наш разговор со своих истоков, потому что воспитание в семье играет важную роль в становлении и духовном развитии человека.

Мое детство, нужно сказать, прошло в благодатной атмосфере. Мой отец Мухамедхан Сейткулов, 1870 года рождения, был образованным, культурным человеком, интересовался историей и культурой своего народа. Он имел хорошую домашннюю библиотеку, которая занимала целую комнату.

Отец выписвал много газет, журналов того времени на казахском, татарском и русском языках. Например, первый казахский журнал «Айқап» и газету «Қазақ», татарскую газету «Уақыт», журнал «Шура» и многое другое. Он также выписывал газету «Сарыарқа» и журнал «Абай», которые издавались в Семипалатинске в 1917-1918 годах. Журнал «Абай» издавался на средства казахских купцов-меценатов г.Семипалатинска, в числе которых был и мой отец. Первыми издателями журнала «Абай», как известно, были М.Ауэзов и Ж.Аймауытов.

Домашняя библиотека постоянно пополнялась новыми книгами. Среди них были произведения устного творчества, классиков мировой и русской литературы.

Важно отметить, что в нашей библиотеке был и первый сборник произведений Абая, изданный в Петербурге в 1909 году; изданные в Семипалатинске в 1912 году поэмы Шакарима «Қалқаман-Мамыр», «Еңлик-Кебек», а также «Қазақ айнасы», «Шежире – происхождение и история казахов и казахских ханов», «Книга о религии мусульман» и многое другое. Всего не перечислить. Таким образом, все эти источники постепенно входили в круг моего чтения.

В библиотеке моего отца было и многотомное издание «Россия». Полное географическое описание  нашего отечества» (редактор Семенов-Тянь-Шанский), 18-й том которого назывался «Киргизский край» и был посвящен истории казахского народа (издан в 1903 году). Одним из авторов этого издания был Алихан Букейханов, будущий лидер партии «Алаш» и глава правительства «Алаш-Орда». Благодаря труду А.Букейханова я впервые познакомился с объективной историей своего народа и его культурой. Вот что пишет об этом А.Букейханов:

«Казахский народ, как по количеству, так и по обширности занятой территории, занимает первое место среди всех тюркских народностей азиатского материка и второе, после турок-османов, на земле (стр.199).

«Среди тюрков, кочующих в Азии, киргиз-казахи – наиболее культурный народ, и, несомненно, что ему предстоит лучшее будущее: количество его увеличивается, и он оказывается восприимчивым к культурным приобретениям.

О сравнительной культурности киргиз-казахов можно судить отчасти по характеру языка, по способности и форме излагать свои мысли, по богатству народной литературы и, наконец, по состоянию развития и искусств»(стр.203).

Говоря об истории казахской литературы, он так писал об Абае: «Наконец, как представителя нового течения в казахской поэзии следует назвать Кунанбаева – автора многих стихотворений , изящных по форме и поэтических по содержанию (особенно в описании природы). Этому же автору принадлежат хорошие переводы «Евгения Онегина» и многих стихотворений Лермонтова, которые оказались наиболее понятными для казахов» (стр.204).

Таким образом, еще при жизни Абая 1903 году, А.Букейханов сумел по достоинству оценить его гений и впервые донести это до русскоязычного читателя.

В некрологе на смерть Абая, написанном А.Букейхановым на русском языке, впервые дано жизнеописание и творческий путь поэта.

Некролог был опубликован в газете «Семипалатинский листок» (1905 г.) и в «Записках Семипалатинского Подотдела Западно-Сибирского отдела Императорского Русского Географического Общества» (Выпуск ІІІ, 1907 г.).

В конце некролога пишет:

«Оригинальные сочинения и его переводы из Пушкина (отрывок «Евгения Онегина»), Лермонтова и Крылова собраны его сыном Турагулом и в непродолжительном времени будут изданы Семипалатинским Подотделом Императорского Русского Географического Общества под редакцией А.Н.Букейханова.

Абай, как это покажут его стихи, представлял недюженную поэтическую силу и составляет гордость казахского народа. Еще не было казахского поэта, так возвысившего духовное творчество народа, как Абай. Чудные его стихи, посвященные четырем временам года сделали бы честь знаменитым поэтам Европы.

Биографические данные для этого некролога доставил племянник Абая – Какитай Искакович Кунанбаев.

А.Букейханов».

            Мой отец создал в нашем доме благодатную атмосферу интеллектуального духовного общения.

В нашем доме бывали известные представители казахской интелегенции, деятели науки, литературы и искусства, такие как: Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсунов, Мыржакып Дулатов, Мухтар Ауэзов, Жусипбек Аймаутов, Султанмахмут Торайгыров.

Будучи учеником начальной школы, я имел счастье обучаться по учебникам А.Байтурсынова и М. Дулатова. Как известно, А.Байтурсынов был крупнейшим лингвистом, реформатором казахской грамматики.

Особо хочу отметить, что самым близким человеком моего отца был Мухтар Ауэзов, который в 20-е годы часто гостил в нашем доме со своими друзьями.

Хорошо запомнилось мне, как он проводил здесь первые репитиции своих пьес «Еңлик-Кебек» и «Қаракөз». В нашем доме звучали голоса Амре Кашаубаева, Исы Байзакова и Исаина Жанбырбаева.

В нашем доме останавливались, приезжая В Семипалатинск, брат Абая Шакарим Кудайбердиев, друг Абая и его ученик – поэт Кокбай Жанатаев…

В 1928 году наступило страшное время для нашего народа: в начале это была конфискация скота у баев, насильственная коллективизация, массовые репрессии казахской ителлигенции. В эту страшную волну попали А.Байтурсынов, М.Дулатов, Ж.Аймаутов, М.Ауэзов и другие.

Сейчас все знают о голоде и массовой гибели казахов 1930-х годов.

Репрессии 1937 года не обошли и нашу семью. Мой отец был арестован органами НКВД 24 ноября 1937 года и 27 ноября постановлением тройки УНКВД приговорен к расстрелу. 2 декабря 1937 года – расстрелян.

Кратко остановлюсь на моем научно-педагогическом и литературно-творческом становлении.

Будучи студентом филологического факультета Семипалатинского-педагогического института, мне довелось испытать счастье слушать преподавателей, которые не просто передают знания, но и пробуждают интерес к ним, вовлекают в самый процесс научного мышления. Такими преподавателями были  В.Г.Совсун, Ш.Кокумбаев, Л.М.Перелыгин, Е.С.Исмаилов, З.Ж.Шашкин, О.Ф.Царевская, П.И.Малышев, Струве.

После окончания филологического факультета Семипалатинского педагогического института я был оставлен преподавателем кафедры казахского языка и литературы.

Первое мое выступление в печати относится к 1937-му году.

В 1939 году началось мое близкое творческое общение с Мухтаром Омархановичем Ауэзовым, котрое продолжалось до последних лет его жизни. Именно под его влиянием наметилось основное направление моей научно-исследовательской работы.

В 1940 году я опубликовал серию статей о творчестве поэтов-учеников Абая под общим названием «Литературная школа Абая». Мне удалось найти неизвестные рукописные списки произведений Абая и доказать их принадлежность перу великого поэта, произвести научный комментарий, ввести в собрание сочинений. Таким образом, в полное собрание сочинений Абая 1945 года издания вошли девять стихотворений, найденных мною. В последующие деситилетия мной были найдены другие стихотворения поэта.

В 1940 году я был принят в члены Союза Писателей СССР. В этом же году принимал активное участие в создании литературного музея Абая в Семипалатинске. Впоследствии работал старшим научным сотрудником. А в 1947 году, когда музей был передан в ведение Академии наук. Я был назначен  его директором. Одновременно был и уполномоченным Союза Писателей Казахстана по Семипалатинской области.

В 1944 году был объявлен  закрытый конкурс на создание Государственного Гимна Казахстана, в котором принимал участие и я. Мой вариант текста гимна был одобрен конкурсной комиссией и в 1945 году утвержден Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР.

В 1945-1950 годах опубликовано 11 статей о литературной школе Абая и статьи: «Абай и Пушкин», «Абай и Лермонтов», «Абай и Крылов» и другие.

В 1951 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Литературная школа Абая».

Как известно, в 1950 годах вновь начались репрессии. Через несколько месяцев после защиты диссертации – 1 декабря 1951 года я был арестован органами МГБ и осужден на 25 лет лишения свободы.

И только 1955 году, после смерти Сталина, я был полностью реабилитирован.

В 1955-1959 годах мною было опубликовано 11 статей по абаеведению и выпущено две монографии: «Магауия Ибрагимович Кунанбаев. Жизнь и творчество» и «Текстология произведений Абая».

В 1984 году был издан сборник моих пьес. Из многих опубликованных работ назову лишь несколько:

-«Научно-творческая биография М.Ауэзова»;

-«Биография и текстология произведений Бухар жырау»;

-«Текстология произведений Махамбета».

В 1988 году впервые издано собрание сочинений одного из учеников Абая Уайса Шондыбаева.

…В последние годы реабилитированы известные деятели литературы и науки: Шакарим, А.Байтурсынов, М.Жумабаев, Ж.Аймаутов, М.Дулатов, А.Букейханов, жизни и деятельности которых была посвящена серия опубликованных мною статей.

Как я уже говорил, в 1918 году М.Ауэзов и Ж.Аймаутов издавали в Семипалатинске журнал «Абай», который впоследствии был запрещен.

В связи с подготовкой к 150-летию Абая, после более чем 70-летнего перерыва, с 1992 года журнал был возражден  и стал издаваться вновь.

…Вот таков вкратце мой жизненный путь.

Поработав 50 лет в Семипалатинском пединституте, я в 1989 году вышел на пенсию.

Сейчас Институт литературы и искусства имени М.О.Ауэзова Национальной Академии наук Казахстана готовит академическое издание произведений Абая, в котором участвую и я.

Готовлю к изданию работы об учениках Абая и собрание сочинений их произведений.

Литература

Каюм Мухамедханов: «Несколько слов о моих истоках…» / Қайым Мұхамедханов: Тағдыр және Қарлаг = Каюм Мухамедханов: Судьба и Карлаг.- Алматы, 2008.- с. 14-19