1957 год. Первый курс историко-филологического факультета, нас 42 человека, группа разновозрастная: кто-то после школы, кто-то имел уже опыт работы, а были и те, кто сдавал экзамены в солдатских гимнастерках, еще не окончив службу в армии. Всех нас объединило чувство времени: особое время в развитии общества, годы оживления социальной и духовной жизни, развития новых взглядов, особое ощущение необходимости зна­ний, без чего не мыслилось улучшение жизни в стране. Все это в сочетании с трудолюбием рождало тех, кого потом назвали «шестидесятниками».

В студенческое время нам удивительно повезло с педа­гогами. Мы слушали лекции А.В.Музычки и И.М.Войновой, Л.М.Перелыгина и М.И.Шаталина, Ж.Г.Чакенова и А.М.Ислямова и др. С чувством глубокой приз­нательности мы вспоминаем К.М.Мухамедханова.

В аудиторию входил красивый, аккуратно и строго одетый человек с одухотворенным лицом, внимательно оглядывал нас и начинал говорить тихим голосом. Наша шумная аудитория вмиг замолкала и старалась не про­пустить ни одного слова. Каюм Мухамедханович никог­да не читал лекций с листа, он знал текст наизусть. Мы оказывались в плену огромных знаний, неподдельных эмоций педагога, который так умел говорить о литера­туре, что мы, студенты, сопереживали героям произведений, воображение уносило нас в те далекие времена, когда литературой были мифы, легенды, предания, когда правдивое слово акынов, певцов-жырау ценилось в народе, перед их авторитетом склонялись головы ханов. Звучал голос Каюма Мухамедхановича и на казахском, и на русском языках, и мы не замечали этих переходов, вдохновенные строки, дошедшие из истории и памяти народной, западали в душу:

Даже хан, отрекшийся от справедливости,

Не будет удостоен могилы!

Горькое одиночество ждет того,

Кто не верит друзьям…

Забыл ты родную степь,

И болит душа старого певца-жырау…

Не вноси же раздора и братоубийства

В единую семью!

Кривые пути, хан,

Ведут во мрак.

От тебя зависит сейчас

Быть светлой заре или черной буре!

 

Какой свободой и вечной истиной веяло от этих строк, а в 1957 году еще не прошел тот сковывающий душу и уста страх, еще только начинали ощущать чувство сво­боды. У многих педагогов нашего вуза тогда были непрос­тые судьбы, сложная жизнь, и дорога совсем не добро­вольная в наш Казахстан. Профессор А.В.Музычка из Львовского Университета жил свободным только на лек­циях по русской литературе. Трудная судьба Каюма Мухамедхановича была известна в студенческой семье.

Мы очень любили лекции и беседы Каюма Мухамедха­новича и потому, что он прекрасно знал историю родного края, в его рассказах оживали старые улицы и дома наше­го города. Мы учились в здании, где учился М.О.Ауэзов, ходили по тем же коридорам и улицам. Мы видели рядом с Каюмом Мухамедхановичем старого педагога, с пыш­ными усами, с копной вьющихся седых волос, вели­чественной осанкой, — это был И.Я.Малахов, который учил русскому языку М.О.Ауэзова. Им было о ком и о чем поговорить.

Была в лекциях Каюма Мухамедхановича не только казахская литература, но и огромный резерв образован­ности, зрелой интеллигентности, он так умел читать, что эмоции текста волной переливались в душу, казахская литература изучалась в тесной связи с русской и мировой, восточной культурой и литературой. Как точно подбирал учитель тексты, чтобы не только мы полюбили поэзию, но и постигли истоки мудрости и руководствовались ими в жизни.

Чтоб мудро жизнь прожить,

Знать надобно немало.

Два важных правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем что попало есть,

И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

После лекций мы бежали в библиотеку института, в библиотеку им. Н.В.Гоголя, чтобы взять тексты произ­ведений, прочитать самим, ближе познакомиться с творчеством Омара Хаяма, Низами, самим окунуться в мир чувств, в историю жизни творцов таких замеча­тельных строк.

Каюм Мухамедханович представал перед нами не только педагогом, но и исследователем, по крупицам со­бирающим документы, тексты, воспоминания о поэтах и писателях Семипалатинского Прииртышья, которые еще не вошли в историю казахской литературы. Как много он знал о творчестве и жизни Абая, его современ­ников, как вдохновенно читал его стихи:

Алла деген сөз жеңіл,

Аллаға ауыз қол емес.

Ынталы жүрек, шын көңіл

Өзгесі хаққа жол емес.

 

Дененің барша қуаты

Өнерге салар бар күшін.

Жүректің ақыл суаты

Махаббат қылса тәңрі үшін, —

после строк Абая звучали размышления Каюма Мухамедхановича о философии жизни, о том, что человеку пред­назначено жить, творить и действовать, что невежество преодолевается активным познанием, что разум дан человеку, чтобы он познал сотворенный мир и сделал свое познание орудием достижения высшей цели.

К.Мухамедханов открыл и сохранил для мировой литературы поэтическую школу Абая, ставшую смыслом всей его жизни. Он проложил дорогу многим исследо­вателям для активного изучения литературоведческого краеведения и творчества поэтов абаевского окружения.

Говорят, что учитель живет в делах его учеников. Каюм Мухамедханович прожил жизнь счастливого учителя. Среди его многочисленных учеников и последователей, к примеру, А.С.Еспенбетов — доктор филологических наук, профессор. Каюм Мухамедханович отметил Арапа Слямовича своим вниманием со студенческих лет, оценил его увлеченность, трудолюбие, пытливость. Я ви­дела, как часто они беседовали, разбирали пожелтевшие рукописные страницы. Эти беседы — первые шаги буду­щего доктора наук в казахскую филологию.

Многие ученики Каюма Мухамедханова стали талант­ливыми литературными критиками, журналистами, педагогами, писателями и поэтами. А их творческому становлению во многом способствовал Каюм-ага. Письма признания и благодарности Учителю могут составить не одну книгу. К числу последователей К.Мухамедханова можно отнести и тех, кто изначально не имел прямого отношения к литературному творчеству, но приобщился к миру поэзии благодаря общению с Каюмом Мухамедхановичем. Среди них — математики, физики, государ­ственные деятели, словом, — люди самых разных профес­сий, посвятившие не одну книгу своему наставнику.

Вот так через учеников и в учениках продлилась и жи­ва творческая биография Каюма Мухамедханова — Учи­теля, Личности, который не принуждал, а побуждал к изучению литературы.

Не гаснет искра знаний, вложенная учителем-творцом К.Мухамедхановым в души пытливых учеников, из этой искры разгорается факел, который еще долго будет освещать путь пытливому уму, идущему по тернистому пути познания.

 Л.Е.Малахова, доцент, кандидат филологических наук

 Семипалатинск, апрель 2005 г.

Малахова  Л.Е. Учитель-творец / Қайым туралы сөз. – Слово о Каюме: Сб. воспоминаний. – Астана: Фолиант, 2006. – Стр.72-75