30 сентября прошлого года в Семее был открыт памятник Мухтару Ауэзову и Каюму Мухамедханову.

Участвовавший в церемонии Президент Касым-Жомарт Токаев отметил, что «Мухтар Ауэзов и Каюм Мухамедханов – это личности, занимающие особое место в нашей истории. Есть глубокий смысл в том, что они стоят рядом на пьедестале. Это символ духовного единства учителя и ученика, старшего и младшего брата. Они внесли неоценимый вклад в изучение и популяризацию наследия Абая. Они вывели казахскую литературу на новый уровень… Каюм Мухамедханов – близкий соратник и ученик великого писателя. Всю свою жизнь он посвятил исследованию наследия Абая, Шакарима и движения Алаш, пройдя репрессии, выдержал испытания судьбы, верно служил своему народу».

85 лет назад, 2 декабря 1937 года в Семипалатинске расстреляли отца Каюма Мухамедханова – Мухамедхана Сейткулова (1870 – 1937). Он был меценатом, просветителем и деятелем культуры, преподавателем ислама, предпринимателем, собирателем эпоса и фольклора, хранителем рукописей, сподвижником алашординцев. Он выступал вместе с Алиханом Букейхановым на сходе жителей Заречной слободки Семипалатинска о возвращении городу исконного названия Алаш, спас от заключения Шакарима и Миржакыпа Дулатова. Благодаря Мухамедхану Сейткулову произошло становление многих исторических личностей. С первых репетиций пьес Мухтара Ауэзова в его доме начинался первый казахский театр. Мухамедхан Сейткулов – сподвижник алашординцев. Прошло уже 85 лет, а место его расстрела и захоронения в Семипалатинске до сих пор скрывают.

1 декабря 1951 года был арестован Каюм Мухамедханов. Находясь несколько месяцев в тюрьмах Семипалатинска и Алма-Аты, он прошел все круги ада, но и под пытками не отказался от своего исследования о поэтической школе Абая, а научную концепцию «Абай-Алаш» он развивал всю жизнь. Верный ученик Мухтара Ауэзова, он не предал своего учителя и их с ним идеи и убеждения.

За это ему вынесли приговор – 25 лет лишения свободы. Он прошел лагеря Карлага, а после продолжил начатое: всю жизнь сохранял запрещенные имена и писал биографии исторических личностей на основе найденных им фактов, а главное – восстановил канонические тексты их произведений, которые десятилетия были под запретом.

Достойный сын своего отца Каюм всю жизнь хранил святую память о родовом доме и обо всех его посетителях – тех, кого он видел ребенком, подростком, юношей. Каюм увидел шестилетним ребенком Мухтара Ауэзова в доме отца.

Ахмет Байтурсынов приносил свои книги маленькому Каюму и интересовался кругом его чтения. Он советовал отцу Каюма не так строго относиться к ребенку: «Этот мальчик возродит наши имена». Эти слова стали пророческими. Он возродил их имена, творчество, возродил память о них.

Отец и его друзья стали первыми учителями для Каюма. Верный их памяти, ученый впервые подготовил произведения Ахмета Байтурсынова и Алихана Букейханова, Миржакыпа Дулатова, Магжана Жумабаева, Жусипбека Аймауытова и других исторических личностей к печати и впервые их опубликовал, как и их фотографии и уникальные документы.

Исследуя жизнь Алихана Букейханова, ученый Мухамедханов установил еще в те далекие и запретные времена точную дату его рождения: 1870 год. Жизнь и судьбу Букейханова Каюм Мухамедханов изучал в архивах Сибири и документах Выборгского процесса. Мухамедханов впервые нашел и сохранил статью Букейханова об Абае, прокомментировал и опубликовал.

Надо отметить, что и некролог Абаю, написанный Букейхановым, ученый нашел, сохранил и впервые опубликовал в журнале «Абай».

Тексты Абая намеренно искажались в сталинские времена. Важное задание, которое Ауэзов поручил своему верному ученику – сохранение оригинальных текстов Абая. Каюм Мухамеханов сохранил канонические тексты Абая и Шакарима, алашординцев, Бухар жырау, Богенбай батыра, Кабанбай батыра, Махамбета и других. Своими научными исследованиями он заложил фундамент казахской текстологии.

Ставя цель уничтожить само понятие школы Абая, идеологи силами псевдоученых и приспешников сталинского режима устроили нападки на Ауэзова и Мухамедханова, обвиняя их в пантюркизме и в панисламизме, в буржуазном национализме, а саму диссертацию признали политически вредной. После защиты диссертации (7 апреля 1951 года) по этой теме на объединенном ученом совете гуманитарных институтов Академии наук Казахской ССР состоялась дискуссия по абаеведению. С мая 1951 года до ареста Мухамедханова 1 декабря шел поток заказных газетных и журнальных статей.

Наряду с нападками на школу Абая происходила попытка уничтожения с трудом собранных ученым в экспедициях в 1939 – 1950 гг. артефактов для первого государственного литературно-мемориального музея Абая, а это – оригинальные экспонаты, книги и рукописи, вещи, предметы быта и мебели, принадлежвшие Абаю и его окружению. Более 500 экспонатов собрал Каюм в трудных экспедициях в отдаленные аулы с конца 1930-х по 1951 год.

Наука о школе Абая была им развита до единства понятий Абай-Алаш: последователи Абая в концепции Каюма – это алашординцы. Борьба Мухамедханова за установление первого памятника Абаю продолжалась более 10 лет – с 1940 по 1951 год.

Дина Мухамедхан, директор ОО «Центр образования и культуры им. Каюма Мухамедханова», доктор наук, профессор.

 

Статья опубликована в  №2, от 07.01.2023 газеты “Вечерний Алматы” под заголовком “Отец и сын: сохранение ценностей”.