К 80 –летию писателя Габдулкаюма Мухамедханова

При имени Каюм-ага сразу в памяти оживают два других имени-Абая и Мухтара Ауэзова, а еще загадочного и опального Шакарима. Так же как и русские литераторы 19 века вышли из «гоголевской шинели», так и казахское абаеведение базируется на эпопеях («Абай», «Путь Абая»Мухтара Ауэзова) и на фундаментальных трудах писателя  и ученого-филолога Каюма Мухамедханова. Всю свою жизнь он посвятил творчеству нашего великого земляка. В свою очередь, творческий подвиг  Каюма-ага — это тема для отдельной монографии, материал для целой книги. Она будет написана, потому что аксакал казахской литературы принадлежит к славной плеяде старой казахской интеллигенции, которую отличали глубокая порядочность, широта эрудиции, независимость мышления, фантастическая работоспособность, верность своим принципам, отвращение к лакейству и холуйству.

Нельзя объять необъятное. Поэтому я коснусь только некоторых сторон жизни и творчества Каюма-ага — драматурга, ученого, филолога, педагога-нашего земляка, почетного гражданина Семипалатинска.

Итак, как писатель подступался, приближался к главной теме своего творчества — к Абаю?

Направление поиска и тему для будущих монографий ему подсказал, безусловно Мухтар Ауэзов, с которым молодой Каюм не только встречался, но и находился под сильным влиянием писателя-академика. Чтобы о чем-то писать, надо «владеть» материалом. И Каюм Мухамедханович по рекомендации Мухтара Омархановича был назначен директором музея Абая.

Писатель углубился в научную деятельность. Все материалы были под рукой, а еще  рядом такой авторитетный наставник и учитель, как М. Ауэзов. Итогом его длительных трудов и поисков в архивах явилась уникальная по тому времени диссертация на тему: «Литературная школа Абая», вышедшая затем как монография. В своей научной работе он фактически вернул казахской литературе давно забытое имя опального Шакарима.

А на дворе -1951 год, год борьбы с «космополизмом». Итог был печальным, почти трагическим. Автор диссертации приговорен судом к 25 годам тюрьмы как враг народа (обвинение почти на тридцати страницах). Суд над учеником – грозное предостережение учителю, Мухтару Ауэзову: мол, берегись писатель-академик, и до тебя доберемся. И достали-таки. Автор эпопеи «Путь Абая», научный руководитель диссертации Мухамедханова был уволен с работы и на время вынужден покинуть Алма-Ату (выезжал в Москву искать защиты и правды). Началась травля его в печати под видом «дискуссии». Это были самые тяжелые дни в жизни писателя-классика (Об этом мне рассказала дочь писателя Лейла Ауэзова). В дни празднования юбилея Абая она была гостьей нашего города, по счастливой случайности я оказался рядом с ней в автобусе следующем по маршруту Караул-Семипалатинск).

Но вернемся к автору диссертации и второй монографии «Текстология стихов Абая». После полной реабилитации Каюм-ага со свойственной ему целеустремленностью и принципиальностью вернулся к главной теме своей жизни – теме Абая, его времени, окружению

Как только наступила «оттепель конца 50-х годов, К.Мухамедханов обращается с письмом в обком партии с ходатайством о реабилитации Шакарима. Аналогичное письмо адресует в ЦК КП Казахстана секретарь правления Союза писателей республики писатель-академик Габит Мусрепов, Каюм-ага сумел доказать титулованным чиновникам необходимость возвращения имени Шакарима народу, его великого литературного, философского, этнопедагогического наследия. Формально Шакарим был «прощен», но забвение продолжалось еще почти тридцать лет. И тогда Каюм-ага вновь берется за перо, чувствуя ответственность перед нынешним и будущим поколениями. Он пишет, обстоятельное письмо в ЦК КП Казахстана (почти на 30 страницах) на ту же тему.

Шакарим – явление казахской литературы и культуры, последователь Абая, и одновременно новатор. Без него казахская литература, литературный процесс теряют последовательность, так как между Абаем и Ауэзовым – пустое пространство, белое пятно. Вклад Шакарима огромен, но его творчество не только не изучено, но и не известно широкому кругу читателей. На этот раз ходатайство нашего земляка поддержал первый секретарь правления СП Казахстана, известный общественный деятель Олжас Сулейменов. Так, «двойной тягой» со второго захода удалось пробить стену чиновьечего равнодушия и боязни « Москвы указующего перста».

Сразу два издательства «Жалын» и «Жазушы» дали жизнь книгам Шакарима. Первой в детско-юношеском издательстве увидела свет «Поэма о любви. Стихи. Поэмы»

Затем в издательстве художественной литературы «Жазушы» вышли «Сочинения. Стихи, дастаны и проза». Подборка стихов Шакарима в переводе Бахыта Канапьянова была опубликована в 1989 году в «Иртыше». Итак, благодаря усилиям нашего земляка снова взошла загадочная туманная звезда отшельника гор Чингистау Шакарима. Это только один факт из биографии Мухамедханова, смело вступившего в единоборство с бюрократией и рутиной существующего режима. Таким образом, он вытащил из небытия десятки имен поэтов (например, А. Танирбергенова), философов, литературоведов, выпустил полдесятка монографий по истории казахской литературы, посвященных углубленному исследованию творчества звезд первой величины казахской литературы – Абая и Мухтара.

В преддверии 150-летия нашего великого земляка Каюм-ага развернул активную творческую деятельность. Им собраны и подготовлены к печати три книги из серии «Поэты – ученики Абая», куда вошли стихи сыновей Абая – Магауи и Акылбая, современников великого акына и просветителя – Какитая, Кокпая, Уаиса. Литературные новинки немедленно разошлись, так как книги впервые открылись для широкого читателя.

Жгучий интерес и общественный резонанс объяснялся еще и приближающимся юбилеем Абая: ученики и последователи Ибрагима Кунанбаева дополняли какие-то новые штрихи к портрету гиганта казахской культуры. Часть экземпляров вышедших книг через международный фонд Абая ушла за границу. Эти книги стали учебным пособием для студентов педагогического института имени Шакарима.

Плодотворна осень жизни писателя, литературоведа, драматурга (он автор пьес «Лады», «С фронта на фронт», Комиссар Габбасов», «Ер Билисай»), написал сценарий к документальному фильму о Семипалатинске – «Город моей юности». Известен он и в качестве поэта: напечатал три поэмы и более сотни стихов. Будучи ведущим абаеведом республики, Каюм-ага приглашен в Алматы как научный  консультант академического издания Казахской энциклопедии «Абай». И случались парадоксы: кандидат филологических наук К. Мухамедханов консультировал, правил и возвращал на доработку статьи докторов наук, авторов материалов, посвященных Абаю. Ибо Каюм-ага уверен: все, что касается жизни и творчества основоположника казахской письменной литературы, должно быть тщательно выверено, абсолютно достоверно, научно обосновано. Никаких фантазий, никакой отсебятины.

Эту требовательность он относил и к себе. Поэтому его труды отличаются глубиной и научной фундаментальностью. Каюм-ага не только официальный, но и неофициальный консультант всех писателей, дерзнувших коснуться святой темы,-темы Абая. Так например, нынче в областном музыкально-драматическом театре имени Абая идет с большим успехом пьеса «Кунанбай». Ее автор — наш земляк прозаик Турсын Журтбаев. Им же написана документально-художественная повесть, посвященная Мухтару  Ауэзову (вышла в «Жазушы», публиковалась отрывки в журнале «Жулдыз») И что же? А то, что в основу обе их вещей Т.Журтбаева составили факты, устные и печатные, сообщенные молодому писателю Каюмом Мухамедхановым. Таким образом, Каюм-ага, как и М.Султанбеков, Т.Ибрагимов, М.Ибраев. Аксакал по-прежнему самый авторитетный человек в казахском абаеведении. Сам факт существования классика влияет на атмосферу литературы.

Выступая на юбилее писателя десять лет назад, писатель Медеу Сарсекеев сказал: «Ваша жизнь-благородный пример всем нам. Спасибо за то, что вы всю жизнь душой и сердцем преданно служите любимому делу-литературе, бескомпромиссной прямотой и бескорыстной добротой учите нас жить и творить». И далее добавил: «Таких аксакалов, как Каюм–ага, в нашей литературе становится все меньше и меньше. Время безжалостно у нас отбирает не только наших любимых корифеев, но и их соратников.

Каков же вывод? Беречь и воздавать должное «корифеям» при жизни. А. Блок писал в начале века о Льве Толстом: «Толстой живет среди нас. Нам трудно оценить и понять это, как следует. Надо помнить, что само существование его есть, непрестанное излучение света на современника. Свет этот и близоруких остерегает от самых опасных мест» (читай-от нравственного падения в пропасть). Это «излучение света» пусть продолжается бесконечно долго, ибо нравственные уроки аксакала так же благотворны, как и его творчество. Он союзник всего гуманного, честного, друг людей думающих, достойный сын своего народа.

                                                                                    Н. Алексеев

Алексеев Н. Жизнь, посвященная Абаю.// Иртыш.-1996.-11 января.- с.4